Модель построения педагогической деятельности, ориентированной на получение новых образовательных результатов PDF Печать E-mail

Из журнала: "Муниципальное образование: инновации и эксперимент" № 5 (2009 )
Рубрика:
Инновационные и исследовательские проекты

Огурцова Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 16 г.-к. Анапа

Ермолова Наталья Алексеевна,
зам. директора по инноватике
ЧУ «Центр инновационных образовательных технологий»
г.-к. Анапа

Модель построения педагогической деятельности, ориентированной на получение новых образовательных результатов

Как создать и реализовать модель деятельности учителя построенной на общих принципах развивающего обучения?

Ключевая задача деятельности нашего Центра инновационных образовательных технологий - разработка новых моделей деятельности педагога-предметника для всех основных предметов.

Для решения задачи в Центре были сформированы рабочие группы из преподавателей одного предмета, которые разрабатывали новую модель своей педагогической деятельности. На протяжении учебного года с педагогами проводились различные мероприятия, содержанием которых было обсуждение того, что их не удовлетворяет в результатах обучения, почему не достигаются желаемые результаты, чего не делается и что делается не так, как надо. Обсуждалось, что можно изменить в работе педагога, как это воплотить в жизнь. Цель этих мероприятий - формирование потребности в изменениях, формирование понимания необходимости и главное возможности работать по-другому, достигать другие результаты.

Движение к новой практике деятельности учителей требует прохождения определенных этапов осмысления и обязательной рефлексии того, что делается. Для эффективной организации этого процесса учителям был предложен способ фиксирования своей деятельности через составление образовательной программы. Ниже предлагаются рекомендации по созданию образовательной программы учителя, разработанные специалистами «Центра инновационных образовательных технологий»:

Примерная схема образовательной программы

I. Личная концепция учителя:

  • Мое место в школе (цель школы, мой вклад в реализацию целей школы).
  • Цель (учителя).
  • Задачи (учителя).
  • Принципы работы (ценностные ориентиры).
  • Особенности среды, в которой работает учитель - аналитический материал (краткая характеристика исходного состояния педагогической системы школы, результатов предыдущего этапа её развития, анализ своих собственных имеющихся ресурсов, характеристика класса...).
  • Перечень общеучебных умений, которые предполагается формировать и развивать на конкретном учебном предмете.
  • Способы реализации целей (краткое описание технологии, которую планирует использовать учитель).
  • Календарно-тематическое планирование, фиксирующее формирование и развитие того или иного общеучебного умения (или программа освоения способов той или иной деятельности).

Таблица, схематично фиксирующая учебно-методическое обеспечение образовательного процесса конкретного класса

Класс и его литера Образовательная область Учебная программа Учебник Учебное пособие для учащихся Методические пособия для учителя Диагностический нструментарий
1 2 3 4 5 6 7
             

 

№ п/п

Изучаемые темы

Дата

Образовательные цели учебного занятия

Формируемое или развиваемое общеучебное умение

1

2

3

4

5
  1. Ваши способы создания мотивационной среды.
  2. Анализ и оценка полученных результатов вашей деятельности с точки зрения их соответствия целям и условиям.
  3. Определение направлений коррекции своей деятельности и профессионального совершенствования.
  4. Планирование действий учителя и ученика (проекты уроков).

Результаты работы одного из педагогов такой проблемной группы мы и представляем в следующих материалах (см. Приложение 1)

Приложение 1

Рабочие материалы для разработки образовательной программы педагога

Личная концепция учителя: мое место в школе.

Цель МОУ СОШ № 16: формирование выпускника:

  • знающего научную картину мира,
  • умеющего учиться, добывать знания,
  • способного к саморазвитию, умеющего решать
  • проблемы своей жизнедеятельности.

Моя цель: формирование выпускника начальных классов:

  • знающего первоначальные сведения о научной картине мира,
  • умеющего учиться, со сформированными на первоначальном уровне навыками по саморазвитию.

В нашей школе в результате проведения проблемно-ориентированного анализа педагогической системы школы была выявлена проблема формирования субъекта учебной деятельности. Некоторые причины существования данной проблемы:

  • в школе преобладает традиционная система обучения со всеми её целевыми и ценностными ориентирами;
  • учителя не осознают и не готовы к изменениям образовательной парадигмы;
  • система контроля и оценки также ориентирована на традиционные результаты в образовании;
  • формальный подход к достижению цели школы, организации собственной педагогической деятельности.

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу о необходимости изменения собственной педагогической деятельности по реализации цели школы в соответствии с новой парадигмой образования, с новым пониманием качества образования.

В связи с этим цели моей педагогической деятельности на новый учебный год я поставила следующие:

1) к концу 4 класса учеников будет сформирована способность осуществлять учебную деятельность

  • у 20 % на высоком уровне,
  • у 45 % - на среднем уровне,
  • у 35 % - на низком уровне;

2) к концу 4 класса детей, освоивших первоначальные знания о социальной, физической, антропологической, органической картинах мира

  • на высоком уровне, будет 25 %,
  • на среднем уровне - 40%,
  • на низком уровне - 35%.

Задачи:

  1. Организовать изучение предметов «Окружающий мир» и «Технология» с ипользованием технологий на деятельностной основе, увеличивая удельный вес коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности субъекта.
  2. Спланировать, на каком учебном материале какое учебное действие будет сформировано.
  3. Разработать систему контроля и оценки уровня сформированности у учащихся способности осуществлять учебную деятельность и уровня освоения знаний о социальной, физической, антропологической, органической картинах мира.

Принципы работы:

  • принцип управления развитием - организация обучения таким образом, чтобы была обеспечена возможность управления темпами и содержанием развития детей;
  • принцип исследования и поиска - знания не даются в готовом виде, а добываются детьми в процессе решения учебных задач;
  • принцип моделирования - через модель учащиеся выражают общие способы решения класса различных задач;
  • принцип соответствия содержания и формы - использование форм организации коллективно-распределительной деятельности соответстствует этапу освоения учениками способов действия.

Aналитический материал: особенности среды, в которой работает учитель

Краткая характеристика исходного состояния педагогической системы школы, результаты предыдущего этапа ее развития

Учебный план школы составлен на основе:

  • базисного учебного плана в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. № 332 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ»;
  • базисного учебного плана в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

МОУ СОШ № 16 работает в смешанном режиме: пятидневная учебная неделя для учащихся 1-4 классов; шестидневная учебная неделя для учащихся 5-11 классов.

Школа работает в 2 смены:

  • 1 смена -1, 4, 5, 9, 10, 11 классы;
  • 2 смена -2, 3, 6, 7, 8 классы.

Продолжительность урока - 40 мин.

Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели; 2-11 классы - 34 учебные недели.

В школе действует детско-юношеская общественная организация «ЮНИОР+», где ученики могут получить опыты управленческой деятельности.

В школе в основном ведется традиционная система обучения. Большая часть предметов ведется по программам, ориентированным на получение знаний, а не на развитие ребенка. УМК, используемые в школе для изучения предметов, ориентированы на передачу знаний. Есть и УМК, ориентированные на развитие ребенка.

Анализ своих собственных имеющихся ресурсов

Возможности среды Сильные стороны
  • можно получить консультативную помощь;
  • обеспеченность методической литературой;
  • поддержка директора;
  • обширное поле для деятельности (можно взять любой класс).
  • могу воспользоваться помощью;
  • усидчивость;
  • пунктуальность;
  • осознаю свои недостатки;
  • осознаю необходимость изменений;
  • самокритична;
  • довожу любое дело до конца.

 

Угрозы Слабые стороны
  • в организации мотивированной среды педагогов;
  • загруженность учителей (в 2 смены), нехватка времени на изучение новых технологий и осознание проблем своей деятельности;
  • влияние инертного мышления.
  • нерешительность;
  • заорганизованность;
  • чрезмерная ответственность;
  • не выделены главные приоритеты в инновационной работе.

Характеристика класса

В классе 20 учащихся. Дети из трех близлежащих поселков: Пятихатки, Воскресенск, Цыбанобалка. 7 детей воспитываются без отцов, 4 с отчимами, лишь 9 детей из полных семей. Родители, в основном, не имеют специального образования (15 семей).

Класс разноуровневый по уровню актуального развития. 6 детей имеют задержку психического развития, обучаются по коррекционной программе 7 вида. Общеобразовательную программу эти дети усваивают с трудом.

Ведется логопедическая и психологическая коррекция. Есть гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания (2 чел.)

Одна девочка приехала из Молдавии, четверо-из Армении, что влечет за собой языковые проблемы и трудности в усвоении русского языка. Кроме того, в этих семьях взрослые мало говорят на русском языке.

Но, несмотря на столь угнетающую картину, есть основания полагать, что формирование ученика как субъекта учебной деятельности сможет произойти на разном уровне: на высоком, среднем, низком. Нужно для этого использовать технологию на деятельностной основе.

Перечень общеучебных умений, которые предполагается формировать и развивать на конкретном учебном предмете (окружающий мир, технология) в 4-ом классе:

  1. Принятие учебных целей и постановка учебной задачи.
  2. Планирование решения учебной задачи.
  3. Контроль процесса решения.
  4. Оценка результата решения.
  5. Организация совместных действий.
  6. Моделирование.

Программа развития общеучебных умений

Учебное действие.

Предметные темы

Принятие учебных целей и постановка учебной задачи

Планирование решения учебной задачи

Контроль процесса решения

Оценка результата решения

Организация совместных действий

Моделирование

«Место человека среди живых организмов»

       

умение вырабатывать способ сотрудничества в группе

 

«Как устроен организм человека»

 

планирование наблюдения за собственным организмом

       

«Почему человек устроен так, а не иначе»

умение формулировать учебные задачи

         

«Кожа - «пограничник» нашего организма»

 

умение планировать решения учебной задачи

       

«Как человек двигается»

 

умение планировать решения учебной задачи

       

«Путешествие пищи»

   

умение фиксировать результаты работы четко и аккуратно

     

«Усвоение питательных веществ и выделение ненужных отходов»

   

умение сопоставлять образец способа действия с его реальным осуществлением

     

«Как и зачем мы дышим»

       

умение организовывать внутригрупповой диалог

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Класс и его литера - 4»б»
  2. Образовательная область и учебные курсы -естествознание
  3. Учебная программа - автор Вахрушев А.А.
  4. Учебник - «Мир и человек», автор Вахрушев А.А., издат. «Дрофа»
  5. Учебное пособие для учащихся - рабочая тетрадь к учебнику «Мир и человек», автор Вахрушев А. А., издат. «Дрофа»
  6. Методические пособия для учителя - книга для учителя «Мир и человек», автор Вахрушев А.А., издат. « Дрофа»
  7. Диагностический инструментарий - собственные разработки учителя для проверки для проверки уровня сформированности учебных действий; системы контрольных работ для проверки предметных знаний

Краткое описание технологии, которую предполагается использовать

Подход Эльконина-Давыдова специально строится как педагогика способностей. Для подчеркивания мысли можно было бы даже сказать: РО нацелено на формирование способностей мышления в первую очередь, а на обучение математике и русскому языку - во вторую. Именно поэтому «развивающее обучение» - не метафора, а точный термин. И строго этот термин применим только и именно к обучению Эльконина-Давыдова.

Итак, введем первую схему содержания образования в деятельностной и мыследеятельностной педагогике - педагогике развития и способностей. Эта схема устроена принципиально «двухмерно», подобно двухмерной декартовой системе координат. По одной оси - специальные предметные задания, умения, и навыки - то, что требуется стандартом. По другой оси - над-предметные, общие способности мышления, деятельности, понимания, рефлексии - то, что реально нужно человеку в жизни и должно остаться в нем тогда, когда почти все школьные знания за ненадобностью забудутся.

Основные идеи развивающего обучения

Идея учебной деятельности

Эта идея Д.Б.Эльконина фундаментальна. Она позволяет понять, чем учение отличается от всего другого, что делает человек. Во всякой деятельности человек меняет, преобразует какой-то предмет, чтобы получить результат. Например, он преобразует условия задачи, чтобы получить ответ. Или преобразует, меняет форму слова, чтобы определить букву в орфограмме. Это все - предметные действия. А вот учебная деятельность особая - в ней человек преобразует самого себя. Делает себя из «я - не умею» в « я - умею», из «я - не знаю» в «я - знаю». Этим учебная деятельность в корне отличается от школярской учебной работы. В последней ученик выполняет множество заданий, но при этом не тренируется осознанно в каком-либо способе. Для него вообще способы действия не являются главным. А в учебной деятельности ученик нацелен именно на способы - перенять новый эффективный способ, понять его, овладеть им, натренировать его - вот специфически учебная задача.

Учебная деятельность - это высокая культура самообучения с помощью взрослых и товарищей. Вообще-то дети такой культурой не владеют. Требуется прививать ее ученикам.

Значит первая главная задача развивающего обучения - научить детей учиться.

Идея обучения понятиям

Это вторая фундаментальная идея В.В.Давыдова. Она позволяет понять, чем деятельностное содержание обучения отличается от обычного предметного учебного материала.

Нужно научить детей понятийному мышлению. Нужно передать детям само понятие и способ использования этого понятия для освоения всех имеющихся сведений в предмете.

Идея формирования способностей мышления

Можно сказать, что в первом классе РО детей учат мыслить, и попутно - математике и русскому языку. И это правильная постановка акцентов: ведь придя в школу, ученики должны начать осваивать что-то качественно иное, нежели то, что они осваивали в семье, в общении с товарищами. Это новое: выделение в окружающем мире существенных отношений, особая знаковая работа, позволяющая эти отношения выражать и фиксировать, рефлексия способов такого познания. То, о чем В.В.Давыдов (вслед за Гегелем) говорит как о разумном, теоретическом мышлении.

Важнейшая способность, которая целенаправленно формируется у детей - способность моделирования. Если мы будем обучать детей понятиям, мы будем формировать у них высшие интеллектуальные способности моделирования. Поскольку понятие это не просто термин или определение - это знаковая модель, на основе которой можно построить различные способы действия (которая является средством решения классов решения задач).

Вторая важнейшая способность - инструментальная рефлексия: дети учатся видеть, как они действуют; для них важнейшим вопросом становится: каким способом нужно действовать, чтобы решить задачу.

Идея учебной задачи

Учебная задача в развивающем обучении - это сложная форма целостной организации учебной деятельности учеников. В ней важнейшим моментом является формирование у детей специфически учебной цели: на примере немногих конкретных задач выделять и осваивать всеобщий способ решения всех задач данного класса.

В решении учебной задачи выделяются следующие учебные действия:

  • преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения;
  • моделирование всеобщего отношения в знаковой модели;
  • преобразование и исследование модели;
  • выделение и построение серии конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели;
  • рефлексия, самоконтроль, самооценка.

Идея задачной формы организации обучения

Специфически-учебные цели и задачи возникают у человека, когда он обнаруживает недостаточность собственных способов действия. Тогда-то ему и требуется изобрести, построить и освоить новый способ. И именно в ситуации разрыва деятельности знак, модель, знание могут быть взяты ребенком, как средство, и, таким образом, усвоиться. Помимо организации ситуации разрыва, учитель еще должен формировать у учащихся особую учебную целевую установку на освоение общих способов и организовывать рефлексию - осознание построенного средства как основы общего способа решения множества предметных задач.

Идея коллективности учебной деятельности

В основе деятельностной педагогики лежат разработки выдающегося отечественного методолога и ученого Л.С.Выготского. В частности, его идея психического развития и формирования способностей человека за счет интериоризации форм действия и общения, которые осуществляются совместно с другими людьми.

Именно во взаимодействии с учениками и со сверстниками формируется самооценка и рефлексия ребенка, присваиваются им способы действия. Ребенок еще сам не умеет решать некоторую задачу, но класс в целом справляется с ней. Способ решения задачи исходно существует как коллективно-распределенная деятельность. И только потом присваивается индивидуально каждым ребенком.

Отсюда следует, что фундаментальным аспектом учебной деятельности учеников является особая организация коммуникации. Именно содержательная коммуникация - понимание мыслей друг друга, точные вопросы, попытки выразить ускользающую мысль и донести ее до другого, - и создает ту «атмосферу» в которой только и могут осуществляться коллективное мышление и деятельность.

Понять задачу, построить модель, поставить нетривиальный вопрос - увлекательное и сложное творческое дело. Оно требует особого духа сотрудничества, взаимопонимания, чуткости к смыслам и мысли сотоварища. Ему противопоказаны эгоистическое соперничество, зависть, нечестность: общее мыслительное содержание не складывается и конструктивная работа не получатся. Занятия в классах развивающего обучения должны резко отличаться от традиционных одной особенностью. Традиционно дети смотрят, прежде всего, на учителя, отвечают прежде всего учителю, от учителя ждут оценки и отметки. На занятиях развивающего обучения дети слушают друг друга, продолжают мысль друг друга, задают друг другу вопросы, выявляют способы действия друг друга. И это - не внешнеметодическая особенность только формы занятий, а существенный момент дидактики и всего деятельностного обучения.

Полезно почитать: Семинары для педагогов. Педагогическое консультирование

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить